Спасибо ребятам – выручили ГУДОК

Спасибо ребятам – выручили

Руслан Валиахметов, Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Бугульма

Помощник машиниста Руслан Валиахметов помог выбраться стрелку ведомственной охраны из охваченной пламенем кабины тепловоза.

Локомотивная бригада в составе машиниста Олега Захарова и помощника Руслана Валиахметова 5 июня следовала с грузовым поездом в направлении станции Бугульма. В кабине второй секции тепловоза ехал стрелок ведомственной охраны Рамиль Тухтаров. Он сопровождал поезд.

«Чувствую запах гари»
Поездка подходила к концу, до Бугульмы оставался один перегон. Вот уже и входные светофоры станции Зай. Вечерело, через лобовое стекло кабины начали проступать звёзды, размеренный стук колёс навевал мысли о скором возвращении домой. 
Руслан вспомнил, как совсем недавно сдавал на права управления локомотивом в учебном центре, и вот уже пятая поездка в режиме обкатки. Скоро он и сам поведёт поезд в качестве машиниста.
До прибытия на станцию Бугульма оставалось около получаса, когда от стрелка ведомственной охраны по поездной радиосвязи поступил тревожный сигнал. 
«Чувствую запах гари, в дизельной секции сильное задымление», – скороговоркой передал стрелок машинисту.
Машинист отправил помощника осмотреть секцию, выяснить, что происходит. Руслан прошёл через дизельное отделение и, как только открыл дверь в следующую секцию, в неясном мареве дежурного освещения увидел клубы дыма. Вернулся в кабину и сообщил машинисту.
Олег Захаров применил служебное торможение. Поезд к тому моменту уже проскочил выходные светофоры станции Зай. Сообщили о пожаре на локомотиве маневровому диспетчеру станции Бугульма и вызвали пожарный поезд. Также сигнал поступил на пульт Федеральной пожарной службы по Республике Татарстан. 

«Попытался открыть дверь, но её заклинило»
Пожарный поезд со станции Бугульма уже был в пути.
Помощник схватил два огнетушителя, скинул их на землю и помчался к задней секции, чтобы через дверь попытаться потушить возгорание.
«Поднялся по поручням, попытался открыть дверь, но её уже заклинило от перегрева. Вместе с машинистом стали тушить с земли через технологические отверстия тепловоза, насколько могли дотянуться», – рассказывает Руслан Валиахметов.
Успели скинуть на землю башмаки, находящиеся в технологическом отсеке второй секции, и закрепить состав. 
Клубы дыма становились плотнее. Тушение с пульта пенной установки второй секции также не дало эффекта. Языки пламени уже пробивались через решётки локомотива наружу.
Конструкция двухсекционного магистрального тепловоза 2ТЭ10М устроена таким образом, что выйти из кабины можно только через дизельный отсек. Но он как раз и был объят пламенем. Машинист забрался на кабину и попытался огнетушителем разбить лобовое стекло. Бесполезно! Стекло пружинило и не разбивалось. Времени на размышления не было. А обстановка и температура в кабине накалились за считаные секунды.

«Ещё секунда – и поминай как звали»
Стрелок ведомственной охраны Рамиль Тухтаров попытался покинуть тепловоз через боковое стекло кабины, но сделать это в одиночку было сложно – окно на высоте 2,5 метра. 
Руслан Валиахметов по технологическим ступеням подтянулся к кабине, повернулся и встал спиной к боковому окну. Стрелок как по живой лестнице выбрался из горящей кабины и благополучно спустился на землю. 
И вовремя: пламя уже бушевало в кабине, а с другой стороны перекинулось на вторую секцию. В любой момент могла вспыхнуть первая с головы поезда цистерна, в которой перевозили жидкие ядохимикаты. 
Локомотивная бригада и стрелок отбежали на безопасное расстояние. Машинист пошёл навстречу пожарному поезду, устанавливал петарды на пути и размахивал красным флажком. 
Вскоре к месту ЧП прибыли пожарный поезд и пожарный расчёт из ближайшего села. Руслан помогал пожарным, таскал рукава. 
Совместными усилиями затушили пожар, но машину спасти не удалось. Вторая секция выгорела дотла.
«Опасность была серьёзная, но об этом никто не думал, – рассказывает Руслан Валиахметов. – Главное – спасли человека».
А потом прибыл вспомогательный локомотив и вытянул сос­тав на станцию Зай.
«Спасибо ребятам – выручили, ещё бы секунда – и поминай как звали», – говорит стрелок Рамиль Тухтаров.

«Подходит на должность машиниста»
В Куйбышевской дирекции тяги действия локомотивной бригады признаны верными. По словам машиниста-инструктора эксплуатационного локомотивного депо Бугульма Владимира Кульбеды, выучка и хорошие технические знания помогли локомотивной бригаде справиться с чрезвычайной ситуацией. Руслан Валиахметов – молодой работник, в депо с 2011 года и зарекомендовал себя только с лучшей стороны. 
«Он может самостоятельно принимать решения и по всем профессиональным качествам подходит на должность машиниста», – говорит наставник.

Автор: Дмитрий Попов